Ex Machina
Людям всегда нравилось заигрывать с темой конца света. Миллионы погибших, горящие города, безысходность, страх... и раздолье. Разве вы не мечтали с ветерком прокатиться по миру без этих чертовых пешеходов?
Газ для всех, даром, и пусть никто не уйдет
Но сначала нужно отправить на тот свет 99% настырных двуногих, не попортив "шкурку" планеты. Экологическая катастрофа и атомная война отметаются сразу. Идеальный выбор - ядовитый газ, занесенный из далекой-далекой галактики некстати сбитым НЛО. Эффект - как на открытках: заливные луга, непролазные джунгли и вечные пустыни, слегка приправленные постиндустриальной скверной. Выжили лишь те, кто догадался надеть странные маски. Лихой маневр: и сюжет неожиданную глубину приобрел, и на анимацию лиц тратиться не пришлось.
Наш герой, цепляя бортами множество клише жанра RPG (начиная с "враги сожгли родную хату"), колесит по действительно обширным областям. Над рельефом и достопримечательностями основательно потрудились - развалины античных храмов, минареты, промзона, горные озера... Да и картинка, сочная, насыщенная спецэффектами, не подкачала. "Пламенный мотор" фурычит почти без перебоев, если не разглядывать микроскопические погрешности вроде изредка повисающих в воздухе островков травы. До эталона стабильности Ex Machina не дотянулась, но подобралась к нему максимально близко.
Игру нельзя назвать "одноразовой". Разработчики сделали ветвящуюся сюжетную линию с несколькими концовками. Их сил хватило даже на пару-тройку "этических" квестов. Однако создать интригу, подстегивающую к наматыванию километров на спидометре, они почему-то не смогли... Сценарий справляется исключительно с ролью смазки для геймплея, и не более того.
Машина = свобода?
Доступные возможности выглядят аппетитно. Пять грузовиков, поиск приличных кузовов и кабин, полдюжины вариантов покраски - совсем как в "Космических рейнджерах", а то и лучше. Машины отличаются не только прочностью брони и внешностью, но и числом ячеек для оборудования и оружия. Средств уничтожения предостаточно - крупнокалиберные пулеметы, минометы, орудия, ракеты, лазеры, мины... Все классы по-своему интересны. "Стволы" можно объединять в связки или бить залпом. Следы "принятых на грудь" зарядов шрапнели остаются на корпусе, и он быстро становится похож на коробку из-под обуви, в которую пальнули из охотничьего ружья. Залп, другой - и противник исчезает во всполохах огня, разлетаясь на куски. Отскакивающие от остова и укатывающиеся колеса смотрятся превосходно. Казалось бы, воюй - не хочу.
Увы. Большую часть прохождения (навскидку - две трети) нам предлагают автомобили и вооружение, достойные единственного эпитета - убогие. Зато есть осязаемый стимул добраться до вожделенного "Миротворца", обвешать его самыми модными примочками и стать "королем дороги", стремительным, вертким и смертоносным. Вот тогда-то и начнется настоящая игра. До него же сражения будут напоминать брачные танцы каракатиц. Гораздо приятнее и выгоднее покинуть поле боя, сверкая задним бампером, чем лениво маневрировать и пытаться поджарить оппонента.
Не заладилось со стычками? Elite-подобная игра - это еще и "симулятор торговца". "Купил-продал, прибыль"... Ошибиться нам не дадут, поскольку в каждом городе отпускают один (!) вид товаров. Находим на карте сулящее барыши место - и "по коням"! Эргономика деловых поездок близка к идеалу - к нашим услугам удобный компас-радар, расстановка собственных навигационных точек, прейскуранты в поселениях. Жаль, что она используется в полсилы.
Маленький совет - держитесь проложенных трасс. Попробуете срезать - резко замедлитесь, разобьете машину (при должном разгоне любой ухаб отправляет ее в полет на 2-3 метра в высоту) или заблудитесь. Решение всех проблем... Правильно, могучий грузовик "Миротворец", которому бездорожье нипочем. Помните, когда он появится?
Перепало ли Ex Machina что-нибудь, не вызывающее нареканий? Да, и это ее главная особенность - свобода путешествий. До "Космических рейнджеров" бесконечно далеко, но трехмерные ландшафты и двумерные панорамы космоса - не одно и то же. А если плюнуть на нудную "линию партии", забить кузов стеклотарой и рвануть через полконтинента, любуясь закатом, стреляя в грабителей и приветственно "бибикая" мирным купцам? Смысла - ноль, однако именно так от игры можно получить максимум удовольствия. Расслабленному времяпрепровождению способствует и бодрый динамический саундтрек (кстати, некоторые композиции Targem Games раздобыла, проведя на своем сайте "музыкальный" конкурс).
Правда, после очередного рейса по опостылевшей автостраде запоминаешь все кочки, а гоняют по ней без перерыва. Преодолеть 5-10 километров в оба конца, пусть и со скоростью 150 км/ч, лишь кажется плевым делом. В первый раз - интересно, в десятый - тоскливо.
Fed Ex Machina
С расстояниями мы боремся постоянно. Задания - почти беспросветная "почта" и "kill them all". "Случайным" квестам, намного более уместным, чем в Metalheart, это простительно. Но когда нас посылают высоко в горы, дабы мы нашли и взорвали двух роботов, а по возвращении направляют туда же и с той же целью... Похоже на издевательство. Апогей испытаний на выносливость - марафонский пробег по пяти локациям. Впрочем, ветеранам "Дальнобойщиков" такой подход может и приглянуться.
А ведь в Targem Games умеют придумывать и "живые" поручения. Например, поиски артефактов в руинах циклопического завода, отсылки к фильму "Знаки", кольцевые гонки. Неплохо смотрится и "командная работа" - сопровождение каравана.
Попытки оживить игру "фирменным юмором" оставляют гнетущее впечатление - сильнее всего досталось пресловутой "розовой кофточке" и "королю римейков". Эпические отрывки ("арабские" районы, исторические книги, контакт с пришельцами) хороши, но без червоточинки снова не обошлось. Они не всегда ладно сочетаются друг с другом, что иногда заметно мешает "погружению" во вселенную игры.
Стоит сказать пару слов и о "ролевых элементах", промелькнувших в features-листе. Впоследствии авторы честно признались, что не будут заниматься ими полноценно. Благодаря разнообразным апгрейдам укороченность "прокачки" ощущается слабо, а вот без нормальной системы общения неуютно. Завербовать владельца броневика, едущего по своим делам, для налета на бандитское логово или хотя бы поговорить с ним? Нельзя. Выбрать в диалоге влияющий хоть на что-то вариант ответа? Не считая банальных отказов от заданий, таких мест мало. Нелинейность? Нечастая гостья. И любит приходить без предупреждения.
* * *
Выносить вердикт проекту екатеринбургских разработчиков сложно. На одной чаше весов - удобство, отличная концепция, достойное техническое воплощение и здоровая харизма. На другой - очевидная незавершенность, недостаток "шлифовки" и флегматичность. Если вас не пугает неторопливый и чуть-чуть однообразный геймплей, то игра вам понравится. Главное - не придавайте значения рекламной "зазывалке" "Fallout на колесах". У Ex Machina нет ничего общего с шедевром Interplay. И еще - не рвитесь к финальной заставке по кратчайшему пути. Просто попытайтесь прожить в этом мире несколько дней.