Несмотря на отрицательную динамику угнанных в 2004 году в Германии автомобилей вторичные рынки в основном восточноевропейских страх продолжают пополнять криминальные машины из этой страны. Особое умиление угонщиков вызывают BMW X5 и Mercedes в кузове W124.

По данным Немецкого союза страховщиков (GDV), количество угнанных в прошлом году автомобилей на улицах Германии сократилось на 9,6%, до 28 674 машин. Кражи авто на немецких землях сокращаются уже 11 год подряд, сообщают в GDV. При этом средняя страховая стоимость угнанных машин упала на 7,1% - до 9 914 евро, а общая сумма выплат на 3,1% - до 285 млн. евро.

Безоговорочным лидером в рейтинге GDV стала марка BMW с ее моделью X5 — первые две строчки занимает именно эта машина в вариациях с 4,4- литровым бензиновым двигателем и 3-литровым дизелем (первая и вторая строчка «хит-парада» страховщиков соответственно). Кроме того, на седьмой строчке расположилась 3-литровая бензиновая версия внедорожника.

Условно второе место рейтинга досталось Mercedes E 250 D в кузове W124, который, несмотря на горячую преданность угонщиков, представлен лишь одной моделью. Страховщики объясняют этот факт недостаточной защитой представительского седана от угонов, которая была внедрена в E-класс лишь осенью 1993 года, а также его относительной дороговизной. Впрочем, самой дорогостоящей незаконной ликвидацией с места стоянки в прошлом году стал угон Mercedes SL 55 AMG, оцененного страховой компанией в 91 465 евро. Напомним, цена нового 500-сильного родстера в автосалонах Германии составляет почти 132 000 евро.

Однако в целом по статистике воры отдают предпочтение не только представительности и дороговизне угоняемых автомобилей, но и их долговечности и ремонтопригодности. На четвертом месте оказалась заряженная версия BMW M3. Далее следуют дизельный VW Multivan 2,5 TDI и 4,2-литровая «восьмерка» Audi.

Что же касается спроса у угонщиков на отдельно взятые бренды, то наибольшую положительную динамику в прошлом году показала Skoda. Популярность автомобилей чешской «дочки» концерна Volkswagen, оказавшейся, впрочем, лишь на девятом месте, взлетела на 45,4 процентных пункта. На 30,8% выросло количество угонов Porsche, особое место в которых занимает внедорожник Cayenne. При этом наиболее характерное ослабевание интереса к своей персоне продемонстрировали марки Fiat (-24,3%), Opel (-21,7%) и Mazda (-20,1%).

Впрочем, если учитывать при этом статистику украденных на тысячу застрахованных автомобилей, то лидерство здесь принадлежит марке Porsche — риску, что его авто вряд ли останется при нем, подвергнут каждый 2,3 из тысячи владельцев машин этой марки. Далее следуют владельцы-бедолаги Audi (2,2 владелец подвержен риску остаться без машины), а также таких экзотических марок как Trabant и Isuzu (2,1 угон из тысячи по обоим брендам). Самыми же защищенными от угонщиков оказались владельцы Subaru, Daihatsu и Hyundai, которые могут спать спокойно.

Характерно, что в группе самого высокого риска оказались 12-13-летние машины — вероятность, что они окажутся именно там, где их оставил хозяин, почти в 2,8 раза меньше, чем в случае с аналогичными новыми авто. При этом 7-8-летние машины находятся в зоне наименьшего риска. Как отмечают в GDV, апогей угонов автомобилей в Германии пришелся на 1993 год, когда своих «железных коней» лишились 105 000 немцев, а общий урон, нанесенный страховщикам, составил примерно 800 млн. евро.

Немецкая статистика тем более примечательна, если учесть, что основной рынок сбыта краденых авто — страны Восточной Европы, в том числе Россия. Эксперты-криминалисты объясняют этот факт просто — население стран с низким уровнем доходов падко до дешевых предложений. Вдобавок легализация угнанных машин здесь максимально упрощена. В приграничных с Россией Белоруссии и Литве дело вообще поставлено на поток. Из двух-трех автомобилей (угнанных или аварийных) местные умельцы могут собрать один «вполне продажный» экземпляр. Нередко такие конструкторы уходят на восток в Россию.

Впрочем, россиян машинами с запада удивить сложно. Мы, как говорится, и сами горазды. Если при проданных за весь прошлый год в Германии 3,27 млн. автомобилей статистика по угонам составила 28 674 машин, то лишенцами в России с прошлогодними годовыми продажами новых легковых авто около 1,5 млн. машин стало 111 257 автовладельцев (из них 53 998 — в Москве).

Хотя лидером по количеству в России остается продукция АВТОВАЗа (оно и понятно —тольяттинские авто все еще в самом массовом сегменте рынка), угнать у владельца "немца" среди воров считается правилом хорошего тона. Так, самой угоняемой иномаркой уже долгие годы остается VW Passat. Только в Москве за первое полугодие текущего года от своих хозяев уехало 434 таких машин. Кроме нее в тридцатке самых угоняемых на российских просторах автомобилей оказались такие немцы как Audi 80, 100, А4 и A6, Volkswagen Golf, Mercedes 320 и BMW 520. А в десятке самых угоняемых в Москве автомобильных марок оказалось сразу четыре немецких бренда — Volkswagen, Audi, Mercedes и BMW. И хотя прямо сопоставить имеющиеся цифры нельзя из-за различных методик подсчета угонов, очевидно (если не учитывать отечественные машины), что российские угонщики предпочитают те же марки авто, что и их западные коллеги.

Между тем, угонщики служат плохую службу потенциальным покупателям в том числе новых "немок". Хотя в российских страховых компаниях исходят из собственной статистики при страховании автомобилей по риску угона (входит в структуру КАСКО), она не сильно отличается от данных МВД. Так, по данным страховой компании "Россия", среди иномарок лидируют Audi A6 и Volkswagen Passat, при этом тарифы на страховку их от угона пересматриваются как минимум один раз в год. По словам замгендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Игоря Иванова, если составляющая угона в цене страховки КАСКО на новый Volkswagen Passat (до двух лет) равна 7%, то при возрасте авто от трех до пяти лет его владельцу придется прибавить 6% к страховой стоимости, а после шести лет — уже лишь 2%. Это означает, что особой популярностью у угонщиков Passat пользуется именно в первые два года эксплуатации.