General Motors близок к банкротству
Концерн General Motors - крупнейший в мире автопроизводитель. На него работает 324 тысячи человек по всему миру; он производит ежегодно машин в пять раз больше, чем весь российский автопром; его выручка превосходит годовые бюджеты большинства стран мира - и вот сейчас этот колосс как никогда близок к краю пропасти под названием банкротство.
Весной общий долг General Motors составил 291,8 миллиарда долларов, это более чем в два раза превышает внешний долг России, ежегодно концерн платит за него проценты - около 12 миллиардов долларов. В третьем квартале GM потерял 1,6 млрд долларов по сравнению с 315 миллионами чистой прибыли в прошлом году, и в итоге за прошедший период 2005 года убытки компании составили 3,8 млрд долларов. Акции при этом упали в цене до уровня ноября 1992 года, когда компания переживала глубокий кризис
Delphi ушла из GM и обанкротилась Закрытие заводов поможет сэкономитьПосле целого ряда не очень приятных событий вокруг концерна General Motors в прессе начали появляться сообщения о возможности банкротства автогиганта. Примерно в одно время обанкротился поставщик автокомпонентов Delphi, который ранее принадлежал GM; концерн оказался втянутым в долгую тяжбу с профсоюзом United Auto Workers о снижении расходов на медицинское обслуживание сотрудников; наконец, совсем недавно GM официально признался, что в его финансовой отчетности за 2001 год были допущены ошибки, из-за которых реальная прибыль оказалась завышена почти на 50%.
После такой коллекции скелетов в одном шкафу только законченные оптимисты не задумались бы о скорой смерти одного из столпов мировой экономики. Так, банк Bank of America опубликовал отчет, в котором говорилось о 40-процентной вероятности того, что в ближайшие два года компания подаст заявление о защите от банкротства.
Однако, похоже GM - самая оптимистично настроенная компания Америки. Представитель концерна Джерри Дубровски (Jerry Dubrowski) твердо сказал, что компания не рассматривает возможность банкротства даже в первом приближении, говорится в Financial Times.
Спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Уже с декабря, не дожидаясь Нового года, руководство GM начнет "закручивать гайки" - внедрять новый план по реструктуризации. Простое сокращение производства и закрытие некоторых заводов позволит сэкономить компании несколько миллиардов долларов в год. По сообщениям Detroit News, как минимум три американских завода будут закрыты и 25 000 административных должностей сокращены. Сохранять лишние мощности и лишний штат – значит бросать деньги на ветер, а для концерна, который фактически «держит» 25 процентов американского автомобильного рынка, сейчас и "десять баксов - не лишние".
Тем не менее, слухи о скором банкротстве не утихли, скорее, наоборот, набирают силу. Однако рынок настроен вполне лояльно - ведущие аналитики Америки уже обосновали теорию, почему GM просто не может стать банкротом.
Проблема в том, что нельзя просто захотеть стать банкротом, когда это выгодно компании – для этого нужно подходить под определенные критерии. Вот и General Motors - с ее 19 миллиардами долларов наличности и балансовой стоимостью в размере 40 миллиардов долларов - не подходит.
Другая причина заключается в том, пишет Associated Press, что GM представляет слишком большую ценность как брэнд. Концерн скорее сольется с каким-нибудь зарубежным производителем, как когда-то компания Chrysler слилась с Daimler, чем станет банкротом.
Да и главные "враги" GM - профсоюзы - вряд ли захотят отсечь кормящую руку. Хотя и не очень охотно, но профсоюзы все же согласились принять сокращение выплат на медицинские расходы, что уже позволит концерну экономить по 3 миллиарда долларов в год. «За» проголосовал 61 процент членов UAW и соглашение было подписано.
Ко всему прочему, председатель и исполнительный директор General Motors лично опроверг все «необоснованные слухи» о возможном банкротстве в письме своим сотрудникам, напуганным мрачными прогнозами аналитиков с Wall Street.
В официальном письменном обращении к 325 000 сотрудников, разосланном в среду, он сказал, что все подобные заявления «совершенно неверны». «Я бы хотел сейчас раз и навсегда поставить точки над «и», - говорится в письме. «У концерна нет абсолютно никаких планов ни сейчас, ни в обозримом будущем подавать заявление о защите от банкротства».
Так что у GM все еще есть приличные шансы на то, чтобы выйти сухим из воды, и, как тот слон у древних, по-прежнему подпирать собой мир.